Право частной собственности на земельные участки

Собственность на землю

В феврале 1990 года на всесоюзном уровне вышли Основы законодательства о земле. Данный документ дал первое право на землю в виде пожизненного владения с последующим наследованием.

Хотя это еще и не частная собственность в полном виде, но одно из полномочий по распоряжению – наследование. Это была маленькая предпосылка к собственности в полном ее объеме.
  • цели приобретения земли:
  • гражданам в собственность:
  1. с/х. производство;
  2. садоводство, огородничество;
  3. возведения жилого дома,
  • в аренду, пожизненное владение либо пользование (наследуемое):
  1. строительство гаражей, дач;
  2. для предпринимателей и их деятельности;
  3. иное использование, не запрещенное законом,
  • предприятиям, хозяйственным обществам, кооперативам и колхозам участки передавались в совместное (или долевое) владение;
  • с/х участки могли продаваться только государству (исключение – наследование);
  • основная доля земельных наделов передавалась безвозмездно (например, занимаемые уже садоводством земли);
  • запрет на передачу в частное владение иностранным гражданам;
  • мораторий на продажу земельного надела с/х назначения — 10 лет с момента оформления права;
  • определили государственную собственность на землю в России: под федеральными объектами, или союзных республик (власть на местах, как субъект земельных отношений, пока не фигурирует).

В 1991 году в РСФСР принимается Земельный кодекс. Новшества относительно прав на земельные участки:

  • совместно с Конституцией РСФСР установили следующие ограничения по продаже:
  1. без ограничения срока владения владелец участка обязан продать местной власти на аналогичных условиях и цене приобретения, либо гражданам и организациям для ведения хозяйства по договорной цене;
  2. в остальных случаях возможно отчуждение по договорной цене, при условии владения участком в собственности:
  3. свыше 10 лет, переданного бесплатно;
  4. свыше 5 лет, если приобрели за плату;
  • установлены крайние сроки аренды участков: от 5 до 50 лет;
  • земля под домом или зданием переходит к новому владельцу вместе со строением;
  • сохраняется право на участок при разрушении строения вследствие стихийных бедствий (например, пожар, наводнение).
к содержанию ↑

Современные земельные отношения

Ныне существующий Земельный кодекс шел к «власти» долгих 7 лет. Как выглядит собственность на землю в России теперь?

  • Виды:
  1. частная. Возможна у граждан, в том числе и иностранных, частных организаций,
  2. ограничение: иностранцы не могут приобретать пограничные земли,
  3. государственная. Делится на федеральную и субъектов РФ,
  4. муниципальная.
  • Новые разновидности прав на землю:
  • постоянное пользование (бессрочное). Этим правом владельцы не вправе распоряжаться. Принадлежит:
  1. государственным, муниципальным учреждениям;
  2. органам госвласти;
  3. муниципалитетам;
  • безвозмездное пользование (срочное). Максимальный срок 1 год. Возникает:
  1. у тех же субъектов, что и бессрочное пользование, если собственник участка государство или муниципалитет;
  2. сотрудникам как служебный надел из земель организаций;
  • сервитут. Выступает и как право и как обременение.

Собственность на землю в России претерпела множество форм и ограничений: от пожизненного владения с правом наследования до полного распоряжения, в том числе и иностранным гражданам. Земельное законодательство достаточно обширное, и без специальных познаний тут не обойтись.

Право частной собственности на землю закреплено в Конституции РФ (ст. 36), согласно которой граждане и их объ­единения вправе иметь в частной собственности землю.

Право частной собственностина землю представляет со­бой одну из форм права собственности, при которой право­мочиями пользования, владения и распоряжения земельным участком обладают физические и юридические лица.

Объектом права частной собственности на землю всегда является индивидуально-определенный земельный участок, который в установленном порядке перешел к определенному субъекту и находится в его владении, пользовании и распоря­жении.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Собственностью граждан и ЮЛ (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и ЮЛ по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Граждане и ЮЛ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с ФЗ.

При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);

2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и

2. на иных особо установленных территориях РФ.

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается.

Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);

2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны:

· осуществлять мероприятия по охране земель,

· соблюдать требования градостроительных регламентов,

· своевременно приступать к использованию земельного участка,

· эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

· отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);

· прекращении деятельности юридического лица;

· смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);

· добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ) –только по решению суда;

2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);

3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);

4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);

5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);

6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

В статьях 35 и 36 Конституции РФ закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

к содержанию ↑

Приобретение земельного участка в собственность юридическим лицом и иностранным гражданином

Юридические лица, так же как и граждане, могут приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на единых основаниях. Процедура купли-продажи давно прошла утверждение и практически не изменяется с течением времени:
  • На первом этапе необходимо направить заявление в орган местного самоуправления на приобретение участка или участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
  • После того, как госорганы примут решение о купле-продаже земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства, предложение приобретения участка адресуется заявителю.
  • Если были выявлены какие-либо нарушения в документации (например, неправильно проведена кадастровая оценка), то проводится процедура по их устранению.
  • Далее следует оформление договора купли-продажи, что регламентируется ст. 32 ЗК РФ.

Что касается приобретения земли иностранным гражданином, то здесь государство накладывает определенные ограничения. В частности, таким субъектам запрещена покупка земли на приграничных территориях (даже если проведена государственная оценка, участок поставлен на кадастровый учет и т.д.).

Перечень запретных приграничных территорий устанавливает лично Президент РФ.

Кроме того, иностранные граждане, доля капитала которых составляет более 50% при оформлении права собственности, не имеют право приобретения земель сельскохозяйственного предназначения. Они предоставляются им на правах аренды. Основания прописаны в Законе №101-ФЗ.

Не предусмотрена законодательством РФ и возможность получения бесплатно иностранным гражданином земельного участка с правом постоянного пользования (ст. 20 п. 5 ЗК РФ). Приобретение такого участка может проходить только за плату после того, как будет проведена кадастровая оценка.

к содержанию ↑

Перераспределение участков

Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:

  • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
  • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
  • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
  • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.

Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

Возвращение частной собственности на землю положило начало формированию и развитию рынка земли – важной составной части рынка недвижимости.

к содержанию ↑

Кто может претендовать на участок?

Согласно ст. 15 ЗК РФ на земельные участки могут получить возможность личного владения следующие субъекты:

  • Граждане РФ.
  • Иностранцы.
  • Лица без гражданства, при соблюдении установленных ограничений.
  • Юридические лица, иностранцы, в том числе при соблюдении ограничений.
  • РФ, как государство.
  • Субъекты РФ и муниципалитеты.

Для оформления права на имущество все перечисленные лица обязаны иметь правоспособность, дееспособность (гражданскую и земельную).

От имени государства, его субъектов и муниципалитетов земельными участками могут владеть специально уполномоченные органы в качестве собственников или административного аппарата.

Перечисленные субъекты обладают также получить возможность владеть территориями, как и на другие объекты согласно ГК РФ. Они являются активными участниками процесса, которые должны действовать в рамках закона для оформления и получения права.

Справка! На основании регламента гл. 17 ГК РФ собственник вправе владеть, распоряжаться и пользоваться площадями.

к содержанию ↑

Какими признаками обладают?

Использовать участок можно только при наличии соответствующих признаков.

В частности, к ним имеют отношение следующие характеристики:

  • целевое назначение, установленное законодательными нормами, в рамках которого субъект вправе использовать полученную во владения площадь;
  • разрешение, устанавливающее порядок и условия применения территории с учетом целевого назначения, существующих условий и ограничений;
  • индивидуализация, которая наделяет участок такими характеристиками как кадастровый номер, установленная площадь, местоположение, четкие границы, разрешение и целевое назначение.

Кроме этого, участок должен быть оборотоспособным, то есть не изъятым государством из оборота, делимым, обладать проверенной кадастровой стоимостью и иметь качественные характеристики.

Важно! В отдельных случаях, регламентированных законом земельная площадь может быть изъятой и неделимой.

Также она может не иметь и прочих конкретных характеристик, при этом у собственника возникают проблемы в распоряжении и владении. Например, трудности с продажей, дарением или арендой.

Поэтому собственник рано или поздно будет обязан заняться установлением статуса, границ и прочих характеристик надела.

к содержанию ↑

Личное владение участком

Согласно ст. 213 ГК РФ, имуществом граждан может быть любой участок, за исключением тех, которые законом запрещены для передачи или продажи гражданам во владение.

Относительно земельных участков существует ст. 27 ЗК РФ, в которой четко определены участки с ограниченным оборотом. Ограничения установлены нормами федеральных актов.

Право частной собственности на землю предназначено для удовлетворения потребностей собственников (граждан и предприятий).

Внимание! Все граждане имеют правоспособность по приобретению или получению собственного имущества, в том числе и земли.

Некоторые земельные участки не передаются во владение гражданам, путем наложения ограничений и остаются исключительно государственными или муниципальными.

Но если ограничения возникли после установления частной собственности, то такие участки могут оставаться в распоряжении граждан несмотря на принятые нормы. Например, площади общего пользования, находящиеся в пределах населенных пунктов, государственных заповедников и парков.

Для иностранцев, юридических лиц и без гражданства ограничения относительно установления частной собственности и использования территорий регламентированы п. 3, ст. 15 ЗК РФ.

Запрет на получение во владение пограничных территорий для этой же группы лиц звучит в Указе Президента РФ № 26 от 2011 года.

к содержанию ↑

Госсобственность

Государственное имущество в виде участков сложносоставное. Регламентом ст. 214 ГК РФ госсобственностью является имущество, полученное в распоряжение Федерации или ее субъектов (краев, областей, автономий и регионов).

Предназначена данная форма собственности земельного надела для удовлетворения интересов большой группы лиц (народа РФ в общем, населения отдельных ее субъектов).

От имени их лица распоряжается площадями специальный орган, права которого ограничены и регламентированы нормами законодательства. Используют же землю предприятия и граждане, получившие ее в аренду, пожизненное наследуемое владение, пользование.

Важно! К федеральному имуществу относятся земельные участки, полученные согласно нормам федеральных законов и признанные таковыми. При этом соблюдаются нормы гражданского законодательства.

К объектам, на которые имеется право у субъектов РФ относятся:

  1. площади, занятые государственными зданиями, сооружениями и строениями, находящимися в распоряжении субъектов РФ;
  2. участки, переданные в пользование унитарным, некоммерческим, казенным предприятиям, созданным субъектами;
  3. прочие территории, предусмотренные регламентом федеральных законов.
к содержанию ↑

Муниципальные владения

Муниципальная собственность не имеет отношения к государственной, ее природа регламентирована ст. 215 ГК РФ. К земельным площадям, являющимся муниципальными относятся принадлежащие городским, сельским и прочим муниципальным образованиям.

От их имени правами собственника территорий пользуются органы самоуправления или определенные организации, наделенные соответствующими полномочиями и действующие согласно регламенту. В данном случае решаются проблемы также, как и в случае государственных владений большого круга субъектов.

В перечень объектов, принадлежащих муниципалитетам включены:

  • территории, расположенные под строениями, сооружениями и зданиями,которые принадлежат муниципальным образованиям;
  • участки, принадлежащие казенным, некоммерческим и унитарным организациям, расположенным на территориях муниципалитетов и созданных ими.
Автор статьи
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
Судебная практикаЧто такое вторичное жилье и первичный рынок недвижимости?

Добавить комментарий

Adblock
detector