Путин подписал закон о компенсациях при изъятии недвижимости

Описание нового закона об изъятии земель

ФЗ, имеющий номер 136, депутаты Госдумы приняли в 2001 году, 28.09. В октябре он получил одобрение Совфеда (10.10.2001). Вступление документа в силу приходится на 25.10.2001. Регламент закона контролирует процесс землепользования и консервации земель, отданных под сельское хозяйство и бытовые нужды населения.

Классификация земель по закону в соответствии с их назначением:

  • Территории, выделенные для ведения сельского хозяйства;
  • Зоны населенных пунктов;
  • Земли, занятые объектами промышленности, транспортными объектами и другими сферами связи, включая радио- и телевещание и пр.;
  • Участки, подведомственные сфере космической отрасли;
  • Земли оборонного, стратегического и другого специального назначения;
  • Охранные территории и объекты;
  • Лесной фонд;
  • Зоны и объекты водного фонда;
  • Земли резерва.

Также читайте ФЗ 220 в новой редакции тут:

к содержанию ↑

Законные основания

Рассматриваемый в данной статье ФЗ предполагает, что легитимные основания для изъятия земельного участка должны быть четко прописаны и понятны гражданскому обществу во избежание появления разногласий с решением вышестоящих инстанций. Дан перечень причин и законных оснований для изъятия земельных участков в соответствии с правом.

Приводит перечень разных мотивов для конфискации земель, а именно:

  1. Заключение интернациональных пактов между РФ и другим государством;
  2. Возведение или реставрация объектов, имеющих государственную важность.

Объектами государственного значения признаются:

  • Региональные энергосистемы;
  • АЭС;
  • Оборонные сооружения;
  • Транспортные федеральные системы;
  • Объекты космической отрасли;
  • Объекты линейного производственного управления (ЛПУ);
  • ТЭЦ, газовые и электрические системы, системы водоснабжения и пр.;
  • Дорожные системы.

Земельная реквизиция может проводиться также в соответствии с другими нуждами государства или муниципий, если это не противоречит федеральному законодательству РФ.

Порядок экспроприации земельных участков зафиксирован в ст. 50 ФЗ номер 136. Согласно ей, конфискация на земли накладывается в соответствии с судебным решением. Процесс реквизиции земли происходит на безвозмездных условиях в качестве санкционных мер за противоправные действия.

Перечисляет ряд правил, по которым осуществляется конфискация участков земли. Среди возможных обоснований упомянуты стихийные бедствия или любые ситуации чрезвычайного характера.

В данном случае изъятие производится на временной основе, в качестве мотивов приводится необходимость координированных действий властей и населения для защиты общественных интересов. Если возврат земли собственнику по какой-либо причине невозможен, тот имеет право получить выплату в размере ее рыночной стоимости.

Если землевладелец не получил возмещения, он может направить жалобу в суд.

к содержанию ↑

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Обоснованный и легитимный процесс земельного изъятия ФЗ № 136 представляет в деталях, регистрируя каждый его этап в гл. 7.1. Сама процедура включает:

  • Принятие соответствующего решения на основе имеющейся необходимости и в соответствии с положениями, прописанными в Земельном кодексе;
  • Уведомление землевладельца в письменном виде. Документ должен содержать сведения об участке, подлежащем изъятию, объяснение цели данного решения, реквизиты организации;
  • Реализация процесса по ликвидации прав собственности на участок.

Какие ведомства занимаются легитимной процедурой изъятия?

  1. Федеральные органы исполнительной власти;
  2. Органы субъектов РФ, наделенные исполнительной властью;
  3. Органы управления на местах.

Запрос на изъятие земельных наделов в перечисленные органы могут подать другие учреждения, включая:

  • Организации фирм, осуществляющих полный контроль над рынком определенных товаров либо услуг;
  • Учреждения, обладающие правом ходатайствовать о соответствующем решении при наличии особых лицензий или пактов;
  • Субъект предпринимательской деятельности, имеющий право эксплуатации на недра;
  • Бюджетные учреждения, не имеющие право владения на имущество, которое было закреплено за ней собственником.

Состав данного перечня утверждается правительством РФ.

Полезно знать: ФЗ №161 с последними изменениями. Больше здесь:

Обоснованием для земельного изъятия, в соответствии со ст. 56.3, может служить:

  • Участку присваивается статус охраняемой территории;
  • Решение принято в связи с подписанием международного соглашения;
  • Данная зона земли была санкционирована на эксплуатацию недр с выдачей соответствующей лицензии;
  • Касательно земельного участка и находящегося на нем объекта вынесено решение о сносе в связи с присвоением ему аварийного статуса.
к содержанию ↑

Как сохранить право собственности на землю?

Ни один землевладелец не хочет, чтобы его собственность перешла в другие руки. Закон об изъятии земель устанавливает ряд правил, по которым такая перспектива вполне возможна, однако в нем прописаны и обратные варианты.

Гарантированное сохранение прав на земельный участок за собственником будет непреложным, если последний соблюдает все положения, определенные актуальным законодательством. Если процесс изъятия был реализован при отсутствии веских оснований, либо собственник не согласен с калькуляцией ее действительной стоимости и считает ее заниженной, у него есть шанс подать апелляцию в судебном порядке.

Судебные инстанции обязаны принять дело в рассмотрение и вынести по нему окончательный вердикт.

Помимо искового заявления, нужно предоставить следующую документацию:

  1. Ксерокопию удостоверения личности;
  2. Копию документа, подтверждающего факт изъятия земли;
  3. Свидетельство о владении участком;
  4. Зафиксированные переговоры с инстанцией, занимающейся процессом изъятия;
  5. Любую другую документацию, которую может затребовать судебный орган.

При составлении заявления следует обратить внимание, чтобы в нем были отражен перечень приведенных ниже пунктов:

  • Официальное название судебной инстанции;
  • Данные о лице, составившем иск;
  • Сведения об ответчике;
  • Документ должен начинаться фразой «Исковое заявление о…»;
  • Обрисовка происходящего в деталях, передача ситуации со слов истца;
  • Ссылки на актуальное российское законодательство;
  • Перечень претензий в отношении к стороне ответчика;
  • Список приложений;
  • Проставленная дата, подпись составителя.

Рекомендуем на начальном этапе оформления заявления ознакомиться с ключевыми аспектами Земельного кодекса РФ.

Многие граждане ждали этого закона. Документ полностью называется федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон исполняет постановление Конституционного Суда РФ (от 11 февраля 2019 г. №9-П).

Конституционный суд признал не соответствующим Основному закону страны часть 5 статьи 13 закона о присоединенных к Москве территориях. В законе было сказано, что в случае принудительного изъятия недвижимого имущества у граждан им заплатят без учета изменения рыночной стоимости этого имущества.

Это надо понимать так: при расчете размера возмещения собственникам изымаемых объектов недвижимости их стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении проекта планировки, предусматривающего размещение соответствующего объекта, из-за которого и планируется изъятие.

Но между утверждением проекта планировки и принятием решения об изъятии гаража или дачи может пройти несколько лет. Именно так случилось с гражданами А.К.

Качковским и А.Г. Федосовым.

У этих людей изъяли недвижимость, но заплатили очень мало. Меньше рыночной цены.

Мнение эксперта
Тарасов Дмитрий Тимофеевич
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Дело в том, что за три года, прошедших с момента утверждения проекта планировки, стоимость изымаемого у них имущества выросла в два раза. Однако это не было учтено при изъятии имущества.

И собственники пошли в Конституционный суд, и он с ними согласился.

Новым законом эту несправедливую норму признали утратившей силу. И это позволит определять стоимость изымаемого имущества в общем порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для всех остальных субъектов Российской Федерации, т.е. на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии.

Заместитель министра экономического развития РФ — руководитель Росреестра Виктория Абрамченко

— Законопроектом предусматривается, прежде всего, гарантия собственникам принудительно изымаемой недвижимости в Новой Москве на получение справедливого и равноценного возмещения в размере не ниже ее рыночной стоимости. Теперь в отношении изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд на присоединенных территориях будет действовать общее правило, предусмотренное Земельным кодексом.

То есть их рыночная стоимость будет определяться на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии, а не дню, предшествующему принятию решения об утверждении документации по планировке территории, как это было раньше.

Закон также предусматривает положения, направленные на реализацию поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 26 июня 2019 года об установлении до 1 января 2022 года переходного периода, предусматривающего приостановку действия новых обязательных требований к установлению зон с особыми условиями использования территорий, при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства об особо охраняемых природных территориях и законодательства об охране объектов культурного наследия.

В частности, в рамках реализации данного поручения Президента Российской Федерации законом предусматривается установление запрета на снос объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территории до утверждения Правительством Российской Федерации новых положений о каждом виде таких зон, которые будут применяться с 1 января 2022 года.

Таким образом, закон установил дополнительные правовые гарантии для собственников ранее построенных зданий и сооружений, которые оказались в зонах с особыми условиями использования территории (охранные, санитарно-защитные и другие), позволяющих избежать сноса данных объектов на основании ограничений, установленных по старым правилам.

Федеральный закон вступил в силу 31 декабря 2019 года.

к содержанию ↑

КОГДА МОГУТ ИЗЪЯТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК?

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле.

В то же время такая деятельность не должна, как указано в статье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России.

Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.
Автор статьи
Тарасов Дмитрий Тимофеевич
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Следующая
ЖКХКак оформить завещание на долю в квартире: нюансы и алгоритм действий

Добавить комментарий

Adblock
detector